Принадлежность к той или иной варне свойственна человеку с самого рождения и связана с тем, для чего он появился на Земле.
По рождению существуют четыре варны: Брахманы, Кшатрии, Вайшью и Шудры. Есть и пятая варна — это Парии (неприкасаемые), но человек может стать представителем этой варны не с момента рождения, а тогда, когда он не занимается тем, что ему предназначено по его варне, к примеру Кшатрий, выполняющий работу Шудры, или же Брахман, живущий как Шудра, становятся Париями.
Шудра — это наемный рабочий, человек у которого отсутствует инициатива, творчество, работающий только по приказам.
Вайшью — хозяин (земледелец, ремесленник, торговец).
Кшатрий — правитель, воин.
Брахман — жрец, идеолог.
Многие ставят знак равенства между космической предопределенностью людей к той или иной варне и кастовой системой. Это неверно — природная система варн не имеет ничего общего с кастовой системой, существовавшей и до сих пор еще существующей в Индии. В той же Индии изначально принадлежность к той или иной варне определялась по способностям. Ребенок-Брахман мог родиться и в семье Шудр, и в семье Вайшью, точно так же в семье Брахманов мог родиться и Шудра, и Вайшью. В дальнейшем же было закреплено наследственное разделение на касты, что и привело к серьезным извращениям в общественной жизни. Ведь Шудра, родившийся в семье Брахманов Брахманом не станет, как его не обучай, для этого ему необходимо вначале стать Вайшью, затем Кшатрием, а потом уж Брахманом. Вайшью, родившись в семье Брахманов, будет страдать от алчности, несмотря на воспитание.