Они могут быть в какой-то степени видоизменены, «Улучшены» или «ухудшены», но в целом остаются свойственны человеку всю жизнь. Это следующие темпераменты:
1. Уровень активности — степень наследственной моторной активности, определяющая, активным или пассивным является ребенок.
2. Ритмичность (регулярность или нерегулярность) — предсказуемость таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритма цикла сон-бодрствование.
3. Приближение или удаление — это тип естественной реакции ребенка на такие новые стимулы, как незнакомая еда, игрушка или человек.
4. Приспособляемость — скорость и легкость, с которыми ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды и структуры.
5. Интенсивность — количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений.
6. Порог реактивности — уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция.
7. Качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному) — веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.
8. Способность отвлекаться — степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения.
9. Интервал внимания и настойчивость — продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий.
Как вы, наверное, заметили, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й типы темперамента играют наиболее решающую роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем. Ребенок с высокой степенью реактивности («птичка»), ребенок, склонный замыкаться при изменении ситуации («улитка»), ребенок, с трудом приспосабливающийся к новым ситуациям («черепаха»), или ребенок, у которого обычно плохое настроение («нытик») — эти дети крайне подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях. К сожалению, именно этим детям, как правило, достается меньше любви и привязанности со стороны взрослых.
Итак, новорожденных, о которых сложнее заботиться, которых тяжелее растить, можно назвать «трудными» детьми. Такие дети требуют от родителей гораздо больше внимания и любви. Родители «трудных» детей при условии, что они относятся к ребенку доброжелательно и с любовью, принимают его таким, как есть, хоть и столкнутся с определенными сложностями в воспитании, но скорее всего успешно с ними справятся. Впрочем, родительская любовь и принятие важны и для «легких» детей, подмечено, что у «легких» детей не любящих матерей больше осложнений в жизни, чем у «трудных» детей любящих матерей. Вывод из вышесказанного следующий — тип темперамента, несомненно, необходимо учитывать, но нет ничего важнее безусловной любви и принятия в воспитании детей, независимо от того, «трудные» они или «легкие».
2.8.