В разумной степени («золотая середина») чувство вины является жизненно важным в формировании и поддержании в норме здорового сознания.
Кроме того, одно из последствий насильственных методов наказания — отождествление себя с агрессором и как следствие у ребенка появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Впоследствии, когда ребенок становится взрослым, он точно так же обращается со своими детьми.
Подавление ребенка приводит к тому, что уже во взрослом возрасте он пытается доказать окружающим свою значимость любыми доступными способами. корни гордыни произрастают из психического подавления родителями детей. Все тираны, деспоты и диктаторы (от семейных до государственных) в детстве жестоко подавлялись родителями.
Следует отметить и то, что насилие бывает не только на физическом уровне. В отношениях взрослых и детей (впрочем, как и в любых межличностных отношениях) можно выделить также и насилие психологическое и энергетическое.
когда речь идет о насилии, говорится в основном о недопустимости физического насилия по отношению к детям. Однако не менее опасны в плане последствий и такие виды насилия, как психологическое и энергетическое (в дальнейшем речь будет идти только о психологическом насилии, так как оно в большинстве случаев проявляется первоначально и впоследствии приводит к насилию энергетическому).
Еще печальнее, когда насилие физическое соединено с психологическим — такое насилие можно назвать соединенным. Если уж родителям никак не удается избежать использования насильственных методов, то желательно хотя бы постараться, чтобы это насилие было разъединенным.
Представляется, что лучше уж физическое насилие, не сопровождаемое насилием психологическим и энергетическим (кстати, этот прием используется учителями некоторых эзотерических школ), чем насилие психологическое и энергетическое, не сопровождаемое насилием физическим.
Вот что пишет о психологическом насилии Максим Максимов: «Один из самых ужасных видов насилия — это психологическое насилие. Мы говорим: „Вот Петя умеет кататься на велосипеде, а ты никак не можешь научиться! Посмотри, какой ты нескладный!“ На языке ребенка это означает: „Ты плохой.