Теперь, когда я говорил: «Пойдем к океану», он знал, что его не только вынесут из дома, но и что гулять мы пойдем именно к океану. Если я шел в противоположную сторону, он начинал протестовать. Таким образом, он уже мог ассоциировать определенные слова и действия с событиями, которые должны были последовать за ними, и нарушение правил игры вызывало пронзительный протестующий вопль. Думаю, этот пример убедил вас в том, что, беседуя с малышом и шаг за шагом объясняя ему значение тех или иных ваших действии, вы поможете ему избежать разочарования (он настроился на другое) и бурного протеста, который не доставит удовольствия ни ему, ни вам.
Что за дверью ? Живая память ребенка позволяет ему вспоминать, что находится за закрытой дверью. В 11 месяцев Мэтью сидел перед раскрытой на кухню дверью и видел восхитительные кастрюльки и сковородки, которые родители иногда снимают с полок и дают ему погреметь ими. (К счастью для человеческого уха, детские игры не столь уж продолжительны.) По завершении шумового спектакля мы забираем кастрюльки и закрываем дверь на кухню. Мэтью же, запомнив восхитительные громкие игрушки, находящиеся за дверью, постоянно ползет по направлению к кухне, карабкается по двери, старается открыть ее.
Игры для этого возраста
Найти потерянную игрушку. Интереснейшей особенностью этого возраста является представление о постоянстве предмета: малыш вспоминает игрушку, которую вы в данный момент спрятали.