Поощряйте успехи, не замечайте «неудач» и особенно не форсируйте события.
Хвалите за успех, не обращайте внимания на неудачи
Эту главу я писал под радостные возгласы нашей старшей дочери, которая восторгалась в соседней комнате первыми успехами на горшке младшего, 2-летнего брата. Наказывать малыша, привыкающего пользоваться туалетом, так же нелепо, как упрекать начинающего ходить ребенка за то, что он спотыкается. У детей, на которых сердятся или которых ругают за неудачи в освоении этого навыка, могут возникать серьезные и длительные эмоциональные расстройства. Если вы не можете преодолеть накапливающиеся у вас отрицательные эмоции по этому поводу, обратитесь за помощью к какому-нибудь вызывающему доверие советчику или даже к психиатру. только в том случае, если, обучая малыша пользоваться туалетом, вы не устраиваете из этого нервотрепки ни себе, ни ребенку, он сможет, будучи уверен в себе самом, перейти к следующей фазе развития – сексуальной идентификации. При неудачах постарайтесь особенно не расстраиваться – ничего страшного, если еще годик он проходит с подгузниками.
Игры, в которые любят играть маленькие мальчики
Вы помните, что возглавило наш список вещей, необходимых для успешных «туалетных» тренировок, – чувство юмора. Дело в том, что маленькие мальчики любят:
– «выписывать» (в прямом и переносном смысле) узоры на снегу или в пыли;
– играть в пересекающиеся струи с папой или старшим братцем;
– топить плавающие кусочки туалетной бумаги;
– поражать плавающие цели.
Все это может быть использовано как дополнительный стимул в вашей игре по обучению ребенка пользоваться туалетом. Для того чтобы научиться точно и правильно «поражать цель», может понадобиться несколько уроков.