В наше же время, когда благодаря изменившимся условиям жизни до преклонных лет доживает большинство людей, этот обычай становится анахронизмом. но в массовом сознании он по-прежнему живуч.
но вернемся к основной теме книги — воспитанию гармонично развитого ребенка. Исходя из вышесказанного первый позитивный принцип будет следующим: взрослые всего лишь помогают детям вспомнить то, что они (дети) сами знают (естественно, дети должны чувствовать, что родители сильнее, опытнее и умнее их и в любой момент могут им помочь, но одно другому не мешает). У многих может возникнуть вопрос: как это дети сами знают? Что же мы их ничему не учим? Ответы на эти вопросы будут даны при разборе следующего принципа.
Второй негативный принцип: человека можно чему-либо научить.
Это самый устойчивый и распространенный миф, и доказать, что это не так, очень сложно, но все же попробую. Рассмотрим следующий пример: учитель объясняет нескольким ученикам одно и то же, при этом ученики во всех отношениях примерно равны, но один понимает сразу, другой через некоторое время, третий не понимает вообще. Это объясняется тем, что тот ученик, который понял сразу, это уже знал (его душа имела необходимый опыт, он раньше — в этой жизни или в прошлых — уже САМ пришел к этому). Второй ученик, тот, что понял через некоторое время, собственным усилием (ума или сердца) сумел понять то, что сказал учитель. И наконец, третий ученик не готов воспринять слова учителя потому, что его душа еще не имеет соответствующего опыта, и даже если он будет прилагать усилия, чтобы понять слова учителя, то полного понимания все равно не будет.
Готовность научиться (понимаемая как наличие соответствующего опыта души) — это первое условие успешного обучения, вторым же условием является — желание научиться.