Дети считались маленькими взрослыми и даже одевались так же, как взрослые. Своеобразное открытие детства произошло в семнадцатом-восемнадцатом веках, когда возрос интерес к ребенку и детство было признано отдельным периодом жизни человека.
Интересно, что многие народы руководствуются совершенно различными представлениями о детстве, о том, как дети должны развиваться и как их нужно воспитывать. И вещи, которые нам кажутся очевидными и естественными, могут быть невозможными в рамках другой культуры, и наоборот.
В наше время большинство педагогов и психологов сходятся в том, что детство — это особый мир со своими законами и правилами. Знают об этом и большинство родителей. но это знание почему-то забывается, когда родители оценивают поступки ребенка с позиций нашего «взрослого» мира.
Умение вернуться в мир детства, стать хотя бы на мгновение снова ребенком, посмотреть на мир взрослых тазами ребенка — все это имеет огромное значение для понимания своих детей, а значит, в итоге и для успешного процесса воспитания. Граница между этими двумя мирами прозрачная, и любой взрослый человек может вновь ощутить себя ребенком. Кстати, это полезно не только в плане воспитания детей, но и для здоровья и долголетия, ведь когда мы ощущаем себя детьми, в наш организм поступает энергия молодости.
В. А. Сухомлинский писал: [6] «…детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью.