И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Отсюда вывод: такие причины надо знать . Ими мы сейчас и займемся.
Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
* * *
Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая — борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия (о чем мы уже много говорили), то он находит свой способ его получить: непослушание.
Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания...Нельзя сказать, что это очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина — борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков.