Отреагируйте на это немедленно, выразив потрясение и ужас: «Киске ведь больно!», а потом спросите: «А как ты себя почувствуешь, если кто-то будет больно дергать тебя за ухо?» Даже двухлетний ребенок сможет понять, что так поступать —дурно.
Чего не следует делать: не следует хватать ребенка за руку или за волосы, чтобы продемонстрировать это. Такое действие научит его поступать так жестоко с другими. Если вашему малышу меньше двух лет и он еще не понимает все слова, используйте в качестве живой модели собственное тело. Потяните себя за волосы и скажите: «Ой-ой-ой! Смотри, как больно! Киске тоже больно!»
Постарайтесь, чтобы смысл вашей демонстрации дошел до него — вы должны быть в этом уверены. Если ребенок не понимает, что другим больно — будьте бдительны: очевидная неспособность к сопереживанию может служить предупредительным сигналом наличия серьезных проблем в развитии. Внимательно понаблюдайте за малышом, и если опасения не исчезли, обязательно обратитесь к детскому врачу.
ложь против изобретательной хитрости
Многие из предлагаемых нами решений, которые кажутся нам наиболее эффективными, предполагают веру ребенка в то, что в буквальном смысле не всегда является правдой. Например, ваш малыш просит дать ему на завтрак сладкий батончик.
Стандартный для такого случая совет, который вы, вероятно, уже встречали в другой литературе, — предложить ребенку выбор. Вы говорите: «Могу дать на завтрак вишневые или фруктовые „спиральки“ или банан с йогуртом», надеясь, что он выберет какой-то из этих продуктов.