Общаться с ребенком. Как?

Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем.
 Такая позиция родителей — позиция «сверху» — раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
 В следующем разговоре отец не избежал подобной ошибки.
 В субботу вечером сын в заметно подавленном настроении слоняется по дому.
 ОТЕЦ: Ты что такой кислый?
 СЫН: Да так, делать ничего не хочется.
 ОТЕЦ: Пойди погуляй, погода какая хорошая.
 СЫН: Нет, гулять не хочу.
 ОТЕЦ: Ну, позвони Мише, сыграйте в шахматы.
 СЫН: В шахматы надоело, да и Мишка сегодня занят.
 ОТЕЦ: Возьми в конце концов книжку!
 СЫН: Да ладно, пап, чего ты привязался! Не понимаешь ты меня! (Уходит в другую комнату, закрывает дверь.)
 Разговор пошел иначе, когда отец вспомнил о методе активного слушания. Через некоторое время он заходит в комнату сына, садится рядом.
 ОТЕЦ (положив руку на плечо мальчика): Все еще плохое настроение.
 СЫН: Да, плохое.
 ОТЕЦ (помолчав): Делать ничего не хочется.
 СЫН: Ага, а тут еще этот доклад.
 ОТЕЦ: Задали доклад приготовить.
 СЫН: Ну да, к понедельнику, по мифам Древней Греции, а книжки нет, по чему буду готовить?
 ОТЕЦ: Думаешь, где найти материал.
 СЫН: Вот именно, негде... (Пауза.) Есть правда одна идея, у кольки дома энциклопедия.
 ОТЕЦ: Пожалуй, там про это написано.
 СЫН (уже бодрее): Сейчас я ему позвоню.
 Звонит, договаривается о книге, говорит: «А потом погуляем».
 Как часто дети сами приходят к тому же, что мы перед этим пытались им посоветовать! но им надо самим принять решение — это их путь к самостоятельности. Очень важно давать детям такую возможность, хотя это, конечно, труднее, чем дать совет.
  5. доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась — пеняй на себя».
 И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером», или  «психологической глухотой».


  < < < <     > > > >  


Метки: психология родители любовь

Читайте похожее:

Дети выросли
кому доверить ребенка?
Кризис в семье
Неправильное воспитание ребенка








Copyright © 2012 Дети и дела семейные. All Rights Reserved.